Волжская коммуна, Самара,
19 августа 2013 г.
Стоит ли идти в суд в обход автостраховщика 1167 просмотров
В последнее время участилась практика, когда автовладельцы после возникновения страхового случая в результате ДТП за определением суммы ущерба сразу обращаются к служителям Фемиды, не сообщая при этом о случившемся своей страховой компании. С чем это связано и каковы последствия?
Нарушение договора
Случаи обращения страхователей (участников ДТП, в результате которого их имуществу был причинен ущерб) напрямую в суд, минуя процедуру официального заявления убытка страховщику, действительно не редкость. «Подавая иск, автовладельцы уже имеют на руках все необходимые доказательства, заручаются заключениями оценщиков и т.д., – отмечает заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «БИН Страхование» Евгений Зайченко. – Но с учетом того, что сроки судопроизводства ограничены временными нормативами, другая сторона – страховщик – зачастую лишается достаточного времени на рассмотрение предоставленных страхователем и выгодоприобретателем (участником ДТП, который не был в нем виновным и который также претендует на страховую выплату) документов, не успевает подготовить альтернативные заключения специалистов. Более того, зачастую суд отказывает страховщику в проведении экспертиз, не желая увеличивать сроки рассмотрения дела». По мнению Евгения Зайченко, суды не должны принимать такие иски по причине игнорирования истцом порядка досудебного урегулирования убытка по нормам договора страхования. И в проекте поправок к закону об организации страхового дела есть та, что обязывает страхователя сначала обратиться за выплатой к своему страховщику. В пресс-службе ОСАО «Ингосстрах» добавляют, что согласно постановлению пленума Верховного суда РФ от 27.06.2013 и ст. 961 ГК РФ страхователь обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая в предусмотренные договором сроки. «Но пока зачастую клиент переуступает по договору цессии права требований юридической компании, и та обращается за выплатой в суд, зарабатывая на этом деньги», – отмечает Евгений Зайченко.
Убытки или выгода?
С одной стороны, как поясняют в пресс-службе ОСАО «Ингосстрах», представители и адвокаты страхователей берутся за ведение дела в суде и рассчитывают на «гарантированное» увеличение суммы возмещения за счет штрафных санкций по Закону о защите прав потребителей. «Если обращение к страховщику было, и страховая выплатила деньги, в судебном порядке получить дополнительный доход в виде неустойки и штрафа по этому закону уже не получится», – считают в компании. С другой стороны, по словам аналитика Инвесткафе Екатерины Кондрашовой, истцы однозначно теряют денежные средства, которые идут на судебные разбирательства. Как отмечает Екатерина Кондрашова, в автостраховании особенно распространены случаи, когда страховые выплаты получают мошенники. Но все же чаще всего обращение в суд в обход страховщика происходит по причине неуверенности клиента в том, что при наступлении страхового случая компания произведет выплаты в полном размере. «Зачастую сумма страхового возмещения значительно занижается, что не позволяет страхователю осуществить ремонт полностью за счет страховых средств», – добавляет эксперт. Аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко поясняет, что многие страховые компании стараются минимизировать свои страховые выплаты, так как сегмент автострахования (особенно КАСКО) является низкомаржинальным, и если страховщик не будет активно работать с процессом выплат, то может получить убытки. Но в результате страховщики могут потерять гораздо больше. «Даже один случай с отсутствием выплат по страховому случаю может внушить страхователям, что эта конкретная страховая компания не выплачивает компенсации, – подчеркивает аналитик. – И в такой ситуации автовладельцы думают, что лучше уступить свои права, чем пытаться получить полное покрытие убытков по стандартной процедуре».
Всех на чистую воду
«В перспективе ближайших нескольких лет доля подобных разбирательств, полагаю, начнет снижаться, за счет уменьшения количества споров из-за занижения сумм страховых выплат или отказа от выплат полностью», – считает Антон Сороко. В пресс-службе ОСАО «Ингосстрах» уверены: чтобы сделать статистику судебных обращений более справедливой в отношении страховщиков, нужно сделать законодательство более определенным и основанным на равноправии участников договора страхования, а не на освобождении «слабой» стороны от большинства обязанностей по договору. «Возможно правоохранительным органам следует доводить до логического завершения случаи страховых мошенничеств, – заключают представители пресс-службы ОСАО «Ингосстрах». – Придание огласке случаев вынесения судами приговоров может дисциплинировать недобросовестных лиц».
Евгений Зайченко, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «БИН Страхование»:
– Cлучаи обращения страхователей и потерпевших напрямую в суд, минуя процедуру официального заявления убытка страховщику, действительно имеют место. К сожалению, суды принимают и рассматривают такие иски в обычном порядке, игнорируя права страховщика на своевременное получение необходимых документов от страхователя/выгодоприобретателя, их рассмотрение и проведение собственного расследования. Такая ситуация абсолютно недопустима, поскольку прямо противоречит как условиям договора страхования, так и принципу состязательности сторон.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
– Автостраховой сегмент финансового рынка в России пока имеет немало проблем, из-за которых, к сожалению, его развитие во многом ограничивается. Проблема с выплатами по страховым полисам является одной из них. Думаю, что эта проблема связана с низким уровнем доверия российских потребителей к страховым компаниям.
В перспективе ближайших нескольких лет доля судебных разбирательств, которые инициируются в обход автостраховщиков, полагаю, будет снижаться. И это будет происходить за счет уменьшения количества споров из-за того, что компании занижают суммы страховых выплат или отказываются от выплат полностью.
Анна ВАСИЛОВА, Алена ПАВИЧЕВА
Вся пресса за 19 августа 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июня 2025 г.

|
|
Forbes, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить AerCap $1 млрд за «застрявшие» в России самолеты

|
|
РБК (RBC.ru), 11 июня 2025 г.
Лондон раскрыл, кто покроет убытки за оставшиеся в России самолеты

|
|
ТАСС, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить более $1 мрлд владельцу застрявших в РФ самолетов

|
|
ПРАЙМ, 11 июня 2025 г.
Российские страховщики показали лучшие финансовые результаты за пять лет

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Строительное страхование: эксперты призывают сохранить технический андеррайтинг на фоне смягчения рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Pool Re адаптирует страхование от терроризма на фоне снижения спроса в Великобритании

|
|
Новые Известия, 11 июня 2025 г.
Илья Баланин: ФОМС увеличивает бюджет на бесплатное лечение и профилактику россиян

|
|
Новости Липецка, 11 июня 2025 г.
Липчане застраховали свои жизни и имущество почти на 1,8 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 июня 2025 г.
Россияне стали чаще страховать домашних питомцев

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
SFDR должен оставаться инструментом прозрачности, а не превращаться в маркировку продуктов

|
|
Комсомольская правда, 11 июня 2025 г.
Курс европротокола вырос: лимит выплат увеличат вдвое

|
|
СенатИнформ, 11 июня 2025 г.
Медпомощь в рамках полиса ОМС доступна во время отпуска по всей России

|
|
Business FM Новосибирск, 11 июня 2025 г.
ОСАГО: Новосибирская область заняла 4-е место в антирейтинге по страховым случаям

|
|
Закон.ру, 11 июня 2025 г.
За грубую неосторожность ответит страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Смягчение страхового рынка Великобритании: тенденции и риски на 2025 год

|
|
Адвокатская газета, 11 июня 2025 г.
ВС усмотрел тождественность исков в деле о взыскании страхового возмещения

|
|
Медвестник, 11 июня 2025 г.
Минздрав разработал для страховщиков правила консультирования по претензиям пациентов

|
 Остальные материалы за 11 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|